Сегодня приведу пример поисковой оптимизации и продвижения кулинарного сайта. В исходных данных – кулинарный проект, рецепты и статьи, ведется с 2018 года на CMS WordPress. Тексты рецептов и фотографии авторские, подготовлены специально для сайта. Статьи подготовлены профессиональным копирайтером. Фотографии к статьям с бесплатных фотостоков или из архива владельца ресурса.
Сначала над сайтом постоянно велась работа, регулярно пополнялся рецептами и статьями. В 2019 году проект получил существенный прирост поискового трафика из Яндекс, к концу 2020 вернулся на прежний уровень. Трафик из Google был с небольшим стабильным ростом в течение 2019, затем тоже пошел на спад. В марте 2021 материалы перестали регулярно добавлять на сайт. В 4 квартале 2021 пошел резкий рост трафика из Google, который за пару недель исчез в феврале 2022.
Задача по оптимизации и продвижению сайта
Необходимо проанализировать сайт, произвести оптимизацию, внести изменения, чтобы увеличить поисковый трафик из Яндекс и Google.
Анализ проекта и окружения
В ходе подготовке к оптимизации проекта было проанализировано следующее:
- статистика посещаемости сайта с помощью инструментов Яндекс и Google. Определена причина резкого взлета и падения трафика в Google. В какой-то момент рецепты попали в расширенную выдачу Goggle, а затем из нее вылетели.
- похожие кулинарные сайты на предмет провалов в поисковом трафике за период 2019-2022. Общая картина подсказала, что проблемы с резким ростом и падением есть только у анализируемого сайта. У остальных наблюдается только сезонное колебание посещаемости.
- топ выдача в Яндекс и Google по запросам, под которые уже были размещены статьи и рецепты на сайте.
- структура, страницы, мета-описания сайтов, которые находятся в топ выдачи в поиске Яндекс и Google по запросам из рецептов на сайте, а также в расширенных результатах поиска (рецепты) Google.
Аудит сайта
Следующим шагом был произведен аудит сайта (технический + SEO).
В результате аудита были обнаружены следующие моменты, требующие улучшения:
- Проблемы с метатегами (одинаковые заголовки <title>, отсутствующие или нерелевантные описания <description> разделов, страниц и записей).
- Непроработанная структура сайта, группировка рецептов и статей;
- Недостатки с навигацией по сайту. Из некоторых разделов нельзя было перейти в подраздел. Длинные цепочки навигации.
- Проблемы с изображениями. Несколько лет назад был заменен шаблон сайта. До сих пор использовались старые форматы изображений, которые не соответствовали новому шаблону (например, там, где достаточно картинки 600х400, стояла 900х600).
- Проблемы со скоростью загрузки страниц сайта на ПК и с мобильных устройств (Core Web Vitals).
- Отсутствие разметки Schema.org.
- Закрытые от индексации теги (метки).
Что было сделано для поисковой оптимизации кулинарного сайта
- Заполнены метатеги (Seo-title, description) для разделов, страниц и рецептов по шаблону, с учетом их формирования у сайтов из топа выдачи.
- Изменена структура разделов, уменьшен уровень вложенности подразделов, который доходил до пяти. Настроены необходимые редиректы.
- Изменена навигация по сайту, чтобы любой раздел и подраздел были доступны пользователю за 2-3 клика мышкой.
- Произведена перегруппировка рецептов и статей с учетом оптимального соответствия новой структуре разделов и подразделов.
- Изменена система работы с тегами. Теги стали объединять схожие блюда (открытые пироги, пироги с начинкой, пирожки с мясом и пр.) и блюда имеющие собственные названия (пирог Шарлотка, салат Мимоза и пр.)
- Добавлены мета-описания и текст на страницы тегов, разрешена их индексация поисковыми системами.
- Для уменьшения веса картинок они были преобразованы в формат *.webp. Установлен и настроен плагин для дальнейшей автоматической конвертации изображений из JPG в *.webp при их загрузке в галерею WordPress.
- Всем изображения были прописаны <Alt> и <Title>.
- Внедрена разметки Schema.org для рецептов и статей, чтобы структурировать данные для поисковых систем.
- Проанализированы статьи и рецепты содержащие запросы, по которым они попадают в топ выдачи поисковых систем. Подобраны запросы, по которым эти же материалы немного недотягивают до первой страницы выдачи.
- Отредактированы имеющиеся статьи и рецепты из п. 10. с учетом подобранных запросов.
- Подключены турбо-страницы для контентных сайтов и AMP-страницы.
- Произведена настройка robots.txt, чтобы закрыть от индексации служебные страницы и страницы результатов поиска по сайту.
- Произведены настройки сайта для увеличения скорости загрузки страниц на пользовательских устройствах (изменено время кеширование элементов, произведена оптимизация CSS и JS).
Скорость загрузки страницы с мобильного устройства:
Скорость загрузки страницы на ПК:
Результат оптимизации
После внедрения предложенных рекомендаций по оптимизации наблюдается стабильный прирост трафика из обеих поисковых систем.
Трафик из поисковых систем:
Общая посещаемость сайта:
Этот пример продвижения кулинарного сайта наглядно показывает, что даже в такой высококонкурентной нише как сайты с рецептами, можно существенно увеличить трафик из поисковых систем, если устранить технические и SEO ошибки скопившиеся за годы его работы. Лучше, конечно, делать все соответствующие настройки на этапе создания сайта, чтобы с самого начала проект быстро развивался.
По этому проекту большинство настроек по оптимизации сайта было выполнено в течение недели после проведения аудита и анализа поисковой выдачи. Больше всего времени, около 3-х месяцев, заняла работа с мета-тегами для рецептов, статей, метками, изменение структуры сайта.